Теоретическая поэтика

1.Término
Теоретическая поэтика
2.Categoría del término
disciplina
3.Tipo de entrada
completa
4.Permutación
Поэтика теоретическая
7.Etimología

от греч. θεωρητική (прилаг. от θεωρία ‘рассмотрение’) и греч. ποιητική [τέχνη] ‘поэтическое, творческое [искусство]’, ср. лат. ars poetica ‘поэтическое искусство’

8.Análogos en otras lenguas
theoretical poetics (англ.)
poética teorética (исп.)
theoretische Poetik (нем.)
teoretická poetika (чеш.); poetyka teoretyczna (польск.)
10.Definición

Раздел поэтики, исследующий художественные средства и законы построения жанров, произведений и элементов произведения.

14.Contextos del uso (citas)

«Объяснить художественное значение [...] поэтических приемов, их взаимную связь и характерную эстетическую функцию составляет задачу теоретической поэтики. В свою очередь поэтика историческая должна установить их происхождение в поэтическом стиле эпохи, их отношение к предшествующим и последующим моментам в развитии поэзии» (Жирмунский В. М. Задачи поэтики. — 1921. —  С. 61. — Цит. по: Жирмунский В. М. Вопросы теории литературы. — 1928. — С. 37).


«Во всякой классификации приемов словесного искусства, во всякой теоретической поэтике различаются три группы явлений, три основных отдела: 1. стилистика; 2. тематика; 3. композиция» (Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений. — 1921. — С. 4. — Цит. по: Жирмунский В. М. Теория стиха. — 1975. — С. 434).


«[...] имманентный анализ “южных поэм” Пушкина не есть анализ теоретический; он относится тоже к проблемам историческим в широком смысле слова, только к проблемам исторической статики; другое дело, если “южные поэмы” рассматриваются как материал для построения теоретической поэтики, например для проблемы лирической поэмы как литературного жанра» (Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. — 1924. — С. 330, примеч. 29. — Цит. по: (Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. — 1978. — С. 416).


«Сборник этот заключает ряд статей, посвященных вопросам поэтики, иными словами — т. н. “формальным” проблемам литературоведения. [...] В настоящее время т. н. “формальный метод” уже становится достоянием истории и историографии. Это дает мне право предпослать сборнику статей по вопросам теоретической поэтики небольшую историческую справку, объясняющую мое отношение к этим вопросам» (Жирмунский В. М. Вопросы теории литературы. — 1928. — С. 7).


«[...] за последние годы наука о литературе развивается под знаком поэтики. Не эволюция философского мировоззрения или „чувства жизни“ по памятникам литературы [...] составляет в настоящее время предмет наиболее оживленного научного интереса, а изучение поэтического искусства, поэтика историческая и теоретическая. [...] || Вопросы “исторической поэтики” были выдвинуты в России трудами акад. А. Н. Веселовского [...]. Проблему поэтики теоретической выдвинули работы А. А. Потебни [...], и если система Потебни, взятая как целое, возбуждает существенные возражения, то самый метод, указанный в его трудах,— сближение поэтики с общей наукой о языке, лингвистикой, оказался чрезвычайно плодотворным и получил широкое признание» (Жирмунский В. М. Вопросы теории литературы. — 1928. — С. 17—18).

18.Sección
20.Rama (subdisciplina)
23.Objeto(s) de la disciplina
27.Fuentes
28.Autor de la entrada
29.Cómo citar esta entrada
И. А. Пильщиков. Теоретическая поэтика. Версия от 2021-06-24 // СПСЛ: Тезаурус. — URL: https://es.cpcl.info//thesaurus/article/79