Warburg, Aby Moritz

Warburg, Aby Moritz; Варбург, Аби Мориц
Warburg A.; Варбург А.
13.6.1866, Гамбург (Германия) — 26.10.1929, Гамбург (Германия)
немецкий историк искусства, культуролог и этнограф

Родился в семье банкиров. С 1886 г. обучался в Боннском университете, где изучал историю искусств и археологию. В 1892 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную творчеству Боттичелли и рецепции античных источников в раннем итальянском Возрождении. Затем продолжил обучение в Берлине, слушал лекции по психологии. После службы в армии переехал во Флоренцию; впоследствии часто перемещался между Гамбургом и Тосканой. Имея возможность распоряжаться семейным капиталом, никогда не состоял на университетской службе, однако был активно включен в академический мир; публиковал свои исследования, вел переписку с широким кругом коллег, участвовал в научных конференциях и конгрессах.

В 1895 г. совершил путешествие в Америку в составе экспедиции Смитсоновского института, исследовал обряды и повседневную жизнь индейцев пуэбло. В 1910-е гг. изучал историю классической традиции в европейском искусстве («Искусство портрета и флорентийская буржуазия», 1902; «Дюрер и итальянская античность», 1905; «Работающие крестьяне на бургундских коврах», 1907 и др.). В своих исследованиях стремился подчеркивать, что «эволюция итальянской культуры Возрождения основывается на парадоксальном соединении высокого гуманизма и средневекового ремесленничества» (Ямпольский М. Б. История культуры как история духа и естественная история. — 2003). Помимо этого, собирал библиотеку, на базе которой в 1920 г. было организовано одно из исследовательских подразделений Гамбургского университета (Институт Аби Варбурга). В 1930-х гг. фонды библиотеки, насчитывавшие к тому моменту более 60 000 томов, были вывезены в Англию; в 1944 г. библиотека Варбурга стала подразделением Лондонского университета.

В своих исследованиях опирался на работы Я. Буркхардта, Т. Виньоли, К. Фидлера, Г. Земпера; кроме того, на Варбурга оказали влияние Ф. Ницше, Ч. Дарвин, Т. Карлейль. Не создал систематической теории или цельного методологического аппарата, но выдвинул ряд новаторских идей, связанных, прежде всего, с необходимостью междисциплинарного подхода в исследовательской работе. Варбург предлагал такую трактовку истории искусства, где произведение рассматривалось бы «в свете исторических свидетельств любого типа и уровня» и где «произведение искусства… подлежало интерпретации как особого рода документальный источник для более широкой исторической реконструкции» (Гинзбург К. От Варбурга до Гомбриха. Заметки об одной методологической проблеме. — 2004. — С. 68). Варбург развивал иконологический метод анализа произведений визуального искусства, затем адаптированный и существенно дополненный Э. Панофским (анализ символических значений визуальных форм).

Последним проектом Варбурга стало составление атласа «Мнемозина» («Bilderatlas Mnemosyne»), в рамках которого сополагались и сравнивались различные визуальные образы, от репродукций работ художников Возрождения до современных почтовых марок и образцов рекламы. По идее Варбурга, атлас должен был не только «отражать историю визуальной выразительности Средиземноморья» (Торопыгина М. Ю. Аби Варбург. Биография и биографы. — 2013. — С. 24), но и позволять реконструировать историю миграции визуальных образов; а также «перебрасывать мост от истории искусства к ряду несмежных, на первый взгляд, дисциплин» (Доронченков И. А. Аби Варбург: Сатурн и Фортуна. — 2008. — С. 27). Работа над атласом так и не была завершена: Варбург не успел написать к нему комментарии. Тем не менее, «Мнемозина» послужила источником вдохновения для многих исследователей; в том числе — Э. Р. Курциуса.

С 1918 г. Варбург испытывал проблемы со здоровьем, страдал от приступов депрессии и шизофрении. С 1921 г. по 1924 г. проходил лечение в неврологической клинике. В 1929 г. скончался от инфаркта.

Исследования Варбурга оказали большое влияние на таких ученых, как Э. Панофский, Э. Гомбрих, Ф. Йейтс и др.; к его работам обращались как историки искусства, так и представители других гуманитарных наук (социология, лингвистика, литературоведение). В 1970 г. была опубликована биография Варбурга, и до сегодняшнего дня остающаяся главным источником сведений о нем. В последние десятилетия наследие Варбурга было актуализировано такими исследователями, как К. Гинзбург, Дж. Агабмен, Ж. Диди-Юберман и др.

Соч.:

  • Gesammelte Schriften / Hrsg. von der Bibliothek Warburg. — Leipzig; Berlin: Teubner, 1932. — Bd. 1—2.
  • Gesammelte Schriften. — Berlin: Akademie Verlag, 1998— .
  • Великое переселение образов: Исследование по истории и психологии возрождения античности. — СПб.: Азбука-классика, 2008.

Лит.:

  • Гинзбург К. От Варбурга до Гомбриха. Заметки об одной методологической проблеме // Гинзбург К. Мифы—эмблемы—приметы: Морфология и история. — М.: Новое издательство, 2004. — С. 51—133.
  • Гомбрих Э. Г. Амбивалентность классической традиции: психология культуры Аби Варбурга // Новое литературное обозрение. № 39. 1999. — С. 7—23.
  • Доронченков И. А. Аби Варбург: Сатурн и Фортуна // Варбург А. Великое переселение образов: Исследование по истории и психологии возрождения античности. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — С. 7—48.
  • Торопыгина М. Ю. Аби Варбург. Биография и биографы // Искусствознание. № 3/4. 2013. — С. 21—42.
  • Ямпольский М. Б. История культуры как история духа и естественная история // Новое литературное обозрение. — 2003. — № 59. — С. 22—89.
  • Didi-Huberman G. L’image survivante: histoire de l’art et temps des fantômes selon Aby Warburg. — Paris: Editions de Minuit, 2002.
  • Gombrich E. H. Aby Warburg: An Intellectual Biography. — London: The Warburg Institute, 1970.

Библиогр.:

  • Wuttke D. Aby-M.-Warburg-Bibliographie 1866 bis 1995: Werk und Wirkung / Mit Annotationen. — Baden-Baden: Koerner, 1998.
  • Wuttke D. Aby M. Warburg-Bibliographie 1996 bis 2005 / Mit Annotationen und mit Nachträgen zur Bibliographie 1866 bis 1995. — Baden-Baden: Koerner, 2007.
  • Biester B. Aby Warburg-Bibliographie 2006 bis 2022. — Электрон. изд. Режим доступа: https://aby-warburg.blogspot.com/2009/12/aby-m-warburg-bibliografie-2006-bis.html, свободный.

Автор

С. Д. Попов